volunteer-use-the-rake-to-sweep-the-trash-out-of-the-sea-beach-cleaner-collecting-garbage-on-the-sea_t20_LlOmE1

Закон об экологической информации нуждается в доработке

Закон «Об охране окружающей среды» необходимо дорабатывать даже после недавно узаконенных и подписанных Президентом РФ поправок. Об этом говорят многие эксперты. Например, директор Института экологии ВШЭ Борис Моргунов считает, что обновлённый закон «ничего не изменит».

По мнению Бориса Алексеевича, поправки в закон не гарантируют россиянам получение актуальных и точных данных о загрязнении окружающей среды в любой точке России. Данная платформа предназначена для аккумулирования всей информации (статей, высказываний, мнений, конференций и т. д.), которая касается несовершенности данного закона.

Для реализации конституционного права сведения о состоянии окружающей среды должны быть открытыми, доступными, актуальными и точными.

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»

Конституции РФ, Статья 42

Но российское законодательство не регулирует вопрос того, когда и какие данные о состоянии экологии должны публиковать государственные или муниципальные органы. Отсутствует и общая методология сбора экологической информации. Например, не понятно, по какому принципу её собирает Роспотребнадзор. Из-за этого граждане не могут получать информацию о состоянии экологии, которая соответствует указанным требованиям.

Люди должны знать сведения на текущий момент, чтобы можно было предотвратить или вовремя исправить критические ситуации.

Например, избежать конфликтов местных жителей с властью из-за их недовольств работой крупных промышленных предприятий. Также своевременность и точность данных о состоянии окружающей среды будут способствовать реализации инвестпроектов и помогать в работе строительных или инженерных организаций.

О важности актуальной экологической информации для граждан нашей страны говорит свежий опрос ВЦИОМ согласно которому «информированность россиян о том, как обстоят дела с экологией в месте их проживания, крайне низкая. При этом потребность в такой информации испытывают 80% опрошенных».

Опрос ВЦИОМ: https://yandexwebcache.net/yandbtm…

Экологическая информация должна быть полноценной, доступной и понятной

Сегодня экологическая информация публикуется государственными и муниципальными органами только на их сайтах или же при помощи информационных систем.

Эти сведения должны освещаться на всех возможных носителях (печатный и электронный вид, аудио, видео) и целенаправленно предоставляться гражданам в рамках государственного экологического просвещения. Ведь чем больше граждане осведомлены о состоянии экологии, тем осознаннее и, следовательно, бережливее к себе и природе становятся.

Скриншот с сайта Госуслуг:
https://www.gosuslugi.ru/315163/1/info

В цифровом пространстве данные об экологии должны быть собраны в одном месте и доступны посредством элементарных действий (человек заходит на один сайт и без условных 10 регистраций сразу находит их), а не через «Госуслуги» с их регистрациями и чередой дополнительных настроек.

Вся информация должна быть написана понятным языком, чтобы в ней мог разобраться абсолютно любой человек. Ведь об чиновничий канцелярит сломает мозг большинство самих госслужащих, не говоря уже о среднестатистическом россиянине.

Так быть не должно

Предложение из «Государственного доклада о состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2017 году». 

Смысл текста тяже понять, если вы не юрист, зато на сайте есть «модная» функция озвучки содержимого. ​

«Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2017 года № 1366 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы» внесены изменения в целевые индикаторы и показатели Программы, изменены объемы финансирования Программы, внесены изменения в Приложение № 3 «Перечень мероприятий по реализации Программы», в том числе включены мероприятия по комплексной оценке экологического кризиса в экосистеме озера Байкал и выработке предложений для устранения его причин, по мониторингу численности нерпы, по строительству туристско-рекреационной инфраструктуры на особо охраняемых природных территориях, расположенных на Байкальской природной территории, по строительству научно-экспедиционного судна повышенной мореходности и грузоподъёмности (типа ПТС-150), оснащённого комплексной лабораторией для контроля среды обитания и состояния водных биоресурсов, по строительству объектов берегоукрепления и инженерной защиты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Байкальской природной территории».

О состоянии озера Байкал и мерах по его охране:
https://www.mnr.gov.ru/docs/…

Перечень обязательных для публикации сведений о воде, почве, воздухе и отходах очень узкий. В него необходимо как минимум включить данные о животном мире, лесах, экологических экспертизах и мероприятиях в области охраны окружающей среды, а также информацию о любой запланированной деятельности, оказывающей влияние на экологию. Без этих материалов у граждан нашей страны нет возможности своевременно выражать свою обеспокоенность по тому или иному экологическому вопросу.

В обновлённом законе об экологической информации нет понимания ограничений, связанных с государственной тайной. Какая информация может являться таковой никак не прописана. В законе «О государственной тайне» указывается, что к данному понятию относятся сведения:

Закон «О государственной тайне»:
http://www.consultant.ru/document/...

Вся вышеперечисленная информация может нанести ущерб безопасности РФ.

В то же время 7 статья данного закона гласит, что «сведения о состоянии экологии не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию»:

http://www.consultant.ru/document/…

Всё это указывает на явную неопределённость и даже запутанность поправок, которые должны были внести ясность в закон «Об охране окружающей среды».

Решение

Создать сайт-агрегатор, единую площадку или интерактивную платформу для освещения всей информации, касающейся экологической информации любой классификации.

Почему это сработает

В России отсутствует полноценная система государственного экологического мониторинга, в частности, качества атмосферного воздуха.

Об этом, к слову, не раз говорила глава Росприроднадзора Светлана Радионова, а Президент РФ требовал её сформировать.

На эту тему написаны целые статьи. Поэтому достоверной экологической информации сегодня зачастую нет даже у контрольно-надзорных органов.

Скриншот с сайта Открытая экология:
http://www.publicecology.ru/publojs-839-1.html

В законе об экоинформации должны быть чётко отрегулированы методы, по которым госорганы занимаются сбором экологической информации.

В цифровом пространстве данные об экологии должны быть собраны в одном месте и доступны посредством элементарных действий (человек заходит на один сайт и без условных 10 регистраций сразу находит их), а не через «Госуслуги» с их регистрациями и чередой дополнительных настроек.

Вся информация должна быть написана понятным языком, чтобы в ней мог разобраться абсолютно любой человек. Ведь об чиновничий канцелярит сломает мозг большинство самих госслужащих, не говоря уже о среднестатистическом россиянине.

Зачем это всё

Сегодня нет единого места, где была бы собрана вся информация, касающаяся несовершенности поправок в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (закон об экологической информации). 

Партия «Зелёная Альтернатива» ставит своей целью предоставить представителям экспертного сообщества площадку для дискуссий в обозначенной проблематике и формирования «народных» поправок в закон об экологической информации. Все эти дополнения будут собраны в единый документ, опубликованы на данной платформе и направлены во все государственные органы, которые могут повлиять на их принятие.

Политическая партия способна привлечь внимание властвующих структур к проблемным темам и при народной поддержке заставить наших законотворцев принять полезные корректировки в закон об экологической информации.

Получите доступ к платформе первыми

Мы, как и все здравомыслящие люди, хотим, чтобы государство предоставляло гражданам России его конституционные права, а также вело качественное наблюдение и заботилось о состоянии здоровья окружающей среды.