МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

« В законе отсутствует внесение дополнений в КоАП в части ответственности чиновников за несвоевременное или недостоверное отражение экологической информации.

Общие сведения об экологической информации и так всегда были доступны в виде Государственных докладов о состоянии окружающей среды. Основной недостаток таких данных заключается в том, что их анализ, сведение и публикация органами власти занимает пару лет. Это делает подобную информацию неактуальной. Например, на сайте Минприроды России сегодня выложен «Доклад о состоянии окружающей» среды только за 2018 год, хотя сегодня уже 2021.

Граждан беспокоят прежде всего причины и следствия загрязнения окружающей среды именно в текущий момент, когда они от этого страдают. Например, в случае отсутствия банальной возможности дышать из-за валовых ночных выбросов предприятий или когда под окнами растет свалка прямо на глазах. Поэтому наиболее актуальна для граждан именно текущая информация со станций автоматического экологического мониторинга, которых практически нет в стране и возводить инфраструктуру которых стоит очень дорого. Так как в законе этого не прописано, граждане по-прежнему будут травиться выбросами и не знать, кто и чем их травит.

Таким образом, в целом внесение дополнений об экологической информации в закон «Об охране окружающей среды» является, конечно, шагом вперед, и отношусь к этому положительно. Однако очевидно, что он еще требует доработки» ».

«Принятые изменения в закон «Об охране окружающей среды» не гарантируют россиянам их конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Для того, чтобы сведения об экологии были прозрачными, нужно на законодательном уровне проработать 5 базовых пунктов, которые мы обозначили. Без этого наши граждане не смогут получать своевременные, правдивые и понятные сведения о состоянии окружающей среды.

Отдельно хотелось бы отметить вопрос ответственности чиновников за качество предоставляемой нашим гражданам экологической информации. Мы убеждены, что высокопоставленные госслужащие должны в первую очередь отвечать за то, насколько предоставляемые для людей сведения об окружающей среде адекватны. Иначе народ так и будут дальше пичкать докладами двухгодовалой давности.

Поэтому мы при помощи экспертов разрабатываем свои дополнения к ФЗ, которые сделают систему сбора и предоставления экологической информации максимально точной и прозрачной. Россияне должны знать, что творится в их родной стране. Это их право!»

Директор Института экологии ВШЭ Борис Моргунов считает, что обновлённый закон «ничего не изменит». По мнению Бориса Алексеевича, поправки в закон не гарантируют россиянам получение актуальных и точных данных о загрязнении окружающей среды в любой точке России.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

Статья 42 Конституции РФ Tweet

Вопросы - Ответы

Экологическая информация должна быть полноценной, доступной и понятной

Сегодня экологическая информация публикуется государственными и муниципальными органами только на их сайтах или же при помощи информационных систем. Эти сведения должны освещаться на всех возможных носителях (печатный и электронный вид, аудио, видео) и целенаправленно предоставляться гражданам в рамках государственного экологического просвещения. Ведь чем больше граждане осведомлены о состоянии экологии, тем осознаннее и, следовательно, бережливее к себе и природе становятся.

В цифровом пространстве данные об экологии должны быть собраны в одном месте и доступны посредством элементарных действий (человек заходит на один сайт и без условных 10 регистраций сразу находит их), а не через «Госуслуги» с их регистрациями и чередой дополнительных настроек.

Вся информация должна быть написана понятным языком, чтобы в ней мог разобраться абсолютно любой человек. Ведь об чиновничий канцелярит сломает мозг большинство самих госслужащих, не говоря уже о среднестатистическом россиянине. Вот, к примеру, 1 предложение из «Государственного доклада о состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2017 году»:

«Постановлением Правительства Р Ф от 11 ноября 2017 года № 1366 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012−2020 годы» внесены изменения в целевые индикаторы и показатели Программы, изменены объемы финансирования, откорректировано Приложение № 3 «Перечень мероприятий по реализации Программы», в том числе включены мероприятия по комплексной оценке экологического кризиса в экосистеме озера Байкал и выработке предложений для устранения его причин, по мониторингу численности нерпы, по строительству туристско-рекреационной инфраструктуры на особо охраняемых природных территориях, расположенных на Байкальской природной территории, по строительству научно-экспедиционного судна повышенной мореходности и грузоподъёмности (типа ПТС-150), оснащённого комплексной лабораторией для контроля среды обитания и состояния водных биоресурсов, по строительству объектов берегоукрепления и инженерной защиты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Байкальской природной территории»

Вот так быть не должно

Перечень обязательных для публикации сведений о воде, почве, воздухе и отходах очень узкий. В него необходимо как минимум включить данные о животном мире, лесах, экологических экспертизах и мероприятиях в области охраны окружающей среды, а также информацию о любой запланированной деятельности, оказывающей влияние на экологию. Без этих материалов у граждан нашей страны нет возможности своевременно выражать свою обеспокоенность по тому или иному экологическому вопросу.

В обновлённом законе об экологической информации нет понимания ограничений, связанных с государственной тайной. Какая информация может являться таковой никак не прописана. В законе «О государственной тайне» указывается, что к данному понятию относятся сведения:

— из военной области;

— экономики;

— науки;

— техники;

— внешней политики и экономики;

— разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Вся вышеперечисленная информация может нанести ущерб безопасности РФ.

В то же время 7 статья данного закона гласит, что «сведения о состоянии экологии не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию».

Всё это указывает на явную неопределённость и даже запутанность поправок, которые должны были внести ясность в закон «Об охране окружающей среды».

Почему это сработает

В России отсутствует полноценная система государственного экологического мониторинга, в частности, качества атмосферного воздуха. Об этом, к слову, не раз говорила глава Росприроднадзора Светлана Радионова, а Президент Р Ф требовал её сформировать. На эту тему написаны целые статьи. Поэтому достоверной экологической информации сегодня зачастую нет даже у контрольно-надзорных органов.

В законе об экоинформации должны быть чётко отрегулированы методы, по которым госорганы занимаются сбором экологической информации.

Зачем это всё

Сегодня нет единого места, где была бы собрана вся информация, касающаяся несовершенности поправок в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (закон об экологической информации). Партия «Зелёная Альтернатива» ставит своей целью предоставить представителям экспертного сообщества площадку для дискуссий в обозначенной проблематике и формирования «народных» поправок в закон об экологической информации. Все эти дополнения будут собраны в единый документ, опубликованы на данной платформе и направлены во все государственные органы, которые могут повлиять на их принятие.

Политическая партия способна привлечь внимание властвующих структур к проблемным темам и при народной поддержке заставить наших законотворцев принять полезные корректировки в закон об экологической информации. Мы, как и все здравомыслящие люди, хотим, чтобы государство предоставляло гражданам
России его конституционные права, а также вело качественное наблюдение и заботилось о состоянии здоровья окружающей среды.

Поэтому мы призываем всех неравнодушных зарегистрироваться на этой платформе, чтобы в итоге добиться принятия адекватных поправок в закон «Об охране окружающей среды».

Получите доступ к платформе первыми

Платформа скоро будет готова. Заполните форму, чтобы получить доступ первыми.  

Даю согласие на обработку персональных данных